Планета Мышления



Плюси та мінуси української математичної освіти. Прямий ефір з Ольгою Гісь,
автором курсу з розвитку продуктивного мислення учнів початкової школи.


В период высокоразвитых технологий, когда знания быстро устаревают и требуют постоянного обновления, вопрос: чего и как нужно учить детей в школах, чтобы они выходили подготовленными к такому быстрому темпу жизни, становится особенно актуальным.
 
Если ребенку все детально объяснять, не позволять ему находить истину самостоятельно, то в лучшем случае можно развить его так называемое репродуктивное (воспроизводящее) мышление. Во всем мире уже давно обращают внимание на репродуктивный характер современного образования (проблема 1). Общеобразовательные учебные программы нацелены в целом на усвоение определенного объема знаний и их воспроизведение. Дети получают готовые знания. При этом теряется самостоятельный, творческий подход к учебе. Значительно более важным является научить ребенка думать и учиться чем предоставить ему определенный объем знаний. Внимание педагогов и психологов мира сосредоточено в настоящий момент на поисках новых, более эффективных форм обучения в направлении расширения творческих возможностей ребенка, развития так называемого продуктивное  мышлениенестандартные задания, когда ищет новые подходы к стандартным, когда самостоятельно изучает окружающий мир (способность продуцировать собственные идеи). Выяснено, что продуктивное мышление развивается тогда, когда ребенок решает .
 
Современные школьные программы сосредоточены по большей части на развитии логического мышления, не уделяя достаточного внимания творческому мышлению ребенка. Для логического мышления характерной является способность анализировать, оценивать, классифицировать информацию, но для продуктивного мышления этого мало. Нужно развивать в детях умение создавать новые идеи, мыслить творчески, оригинально, смело, видеть проблему в целом, то есть мыслить творчески. Понятно, что для гармоничного развития личности нужна интеграция обоих типов мышления. И вопрос как это сделать является проблемой 2, которая стоит перед педагогами.
 
Пытаясь решить эти проблемы, в некоторых развитых странах мира создают национальные программы по развитию продуктивного мышления детей и раскрытия их творческих способностей. Очень интересные исследования и разработки в этом направлении имеют США, Сингапур, Финляндия, Япония, Корея. Новые учебные технологии базируются на последних научных разработках в области психологии мышления, в частности эвристики, какая призвана раскрыть тонкие механизмы мыслительной деятельности человека. Сюда можно отнести теорию “попыток и ошибок”, разработанную американским психологом-бихевиористом Е. Торндайком, идею продуктивного мышления и принцип целостности восприятия, выдвинутые известными гештальт-психологами М.Вертгеймером, Ф. Келлером, К. Коффкой и Д. Левиним. Заметный вклад внесли работы известного гештальт-психолога К. Дункера с его идеей о функциональной фиксированности человеческого мышления относительно свойств предмета или ситуации. Интересную идею выражает скандинавский психолог Л. Секей, который обнаружил, что процесс продуктивного мышления заключается в том, чтобы обнаружить, отобразить скрытые, латентные свойства предметов. Наиболее распространенным в исследовании творчества как типа мышления есть тест отдаленных ассоциаций (RАТ), предложенный американским психологом С. Медником. Ведущими исследователями в отрасли исследования творческого мышления считаются также американские ученые Д. Гилфорд и Е. Торранс. Hа практике наиболее широко используется характеристики творчества, которые основываются на исследованиях Д. Гилфорда. Эти характеристики включают такие параметры, как легкость, гибкость, оригинальность и точность мышления, а также воображение. Фундаментальной разработкой является его кубическая модель интеллекта. На основе предложенных профессором Е. Торрансом тестов вычисляются четыре обобщенных показателя умственной деятельности: скорость, гибкость, оригинальность и степень детализации. Интересными являются также исследования американских ученых М. Воллаха, Н. Когана, которые модифицировали и усовершенствовали разработки своих великих предшественников. Вопросами интеллекта занимались также Г. Айзенк и Г. Стейнберг. Всемирноизвестным стал тест на уровень интеллекта Д. Векслера, который вводит понятие интеллекта как структурного превращения. Также успешно применяются творческие идеи основателя метода “умственного штурма” Алекса Осборна а также идея латерального мышления, отчеканенная профессором Єдвардом де Боно, лидирующего пропагандиста более тщательного обучения мышления в школах.
 
Эти и другие плодотворные идеи положили начало моей собственной научной работы в области разработки новых технологий обучения. В современной школе умение мыслить формируется у школьников стихийным образом и нет предмета, который бы целеустремленно обучал детей мыслить как логично, так и творчески, нестандартно, эвристически. Известно, что основные структуры мышления уже сформированы до 10-12 лет, поэтому роботу по развитию творческих и познавательных способностей нужно начинать как можно раньше, поскольку позднее его формирование уже становится менее эффективным. Учитывая это я разработала и внедрила учебную программу c логики и нестандартного мышления для учеников начальной школы. Это интегрированный курс, разработанный на стыке логики, математики и психологии.
 
Программа ориентирована на развитие основных аспектов умственной деятельности ребенка. Ее цель стимулировать мышление детей, научить их основных операций и приемов мышления, развить смекалку, пространственное воображение, память и внимание. Она учитывает развитие основных аспектов мышления как на вербальном так и невербальном уровнях. Задание курса - формировать у детей способность к анализу и синтезу, обобщению и конкретизации, абстрагированию и переносу, умению классифицировать, сравнивать и выделять существенное, мыслить по аналогии, видеть отличия и закономерности, находить причинно-следственные связи, а также умение мыслить ассоциативно и искать нестандартные подходы к решению задач. В программе сохранен принцип спиральности и цикличности.
 
Важной особенностью программы является то, что она базируется на достижениях современной психологии. Курс ориентирован главным образом не только (и не столько) на диагностику определенного уровня интеллекта, сколько на формирование умственных и познавательных способностей ученика. Много упражнений готовят учеников к выполнению тестовых заданий, которые, как известно, активно используются во многих развитых странах мира ( GRE General, и тому подобное)
 
Этот курс внедряется как экспериментальный предмет во Львовской школе «Джерельце» на протяжении 9 лет. Используется он также и в других школах г. Львова, Киева и других городов Украины.
 
Опыт моей работы был обобщен в пяти учебно-методических пособиях по развитию логического и творческого мышления для учеников 1 - 4 классов. Программа и пособия получили гриф Министерства образования и науки Украины. Эти книги становились неоднократными призерами международных издательских форумов в разных номинациях.
 
В 1999 г. кафедрой психологии Львовского национального университета было проведено сравнительное тестирование уровня умственного развития детей экспериментальной школы (в которой на протяжении двух лет преподавали предмет „мышление”) и обычной школы (ее называли контрольной), где таких занятий не было. Тестирование показало, что логическое мышление детей экспериментальной школы почти вдвое превышает логическое мышление детей контрольной школы. Особенно поражает развитие творческого эвристического мышления детей этого возраста, показатели которого оказались в 4,5 разы выше чем у детей контрольной школы. На основе полученных результатов был проведен крос-кореляцийний анализ за Пирсоном и построено корреляционные плеяды какие проиллюстрировали взаимосвязь между разными видами мышления. Было показано, что занятие по развитию мышления повышают интегрированность разных видов мышления, растет их взаимозависимость и взаимовлияние.

Все права защищены.

© "Планета Мышления"

2002-2008.